Игорь Савельев о Московской школе инструкторов

9 ноября, 2015

Когда-то давным-давно в университете подслушал разговор: моя одногрупница спросила молодого препода про диплом университета и о том, как сам факт владения оным поможет ей найти работу. Ответ был коротким и эмоциональным, смысл его сводился к тому, что два десятка поколений подобных придурков обесценили диплом универа до нуля и единственное, что получится монетизировать – это полученные знания.

Кроме того, я тренирую второразрядников и выше, и весной этого года мне стало интересно – а чему сейчас учат новичков и третьеразрядников? С каким багажом знаний они придут ко мне? После пролистывания методички ПСР в малой группе стало ясно, что набор приемов с 2009го года, когда я учился в центральной школе инструкторов, несколько изменился.

В общем, когда анонсировали школу, я был в числе первых записавшихся. Захотели учиться старые друзья, видимся теперь редко – а тут случился повод встречаться почаще.

Кроме того, меня привлекли персоны инструкторов, в первую очередь Сергея Веденина и Андрея Васильева. Я давно знаком и с тем, и с другим, и считаю, что если они вдруг взялись людей учить и тренировать – стоит быть в числе обучающихся, не взирая на имеющиеся корочки, сертификаты и прочие бумажки.

Но у этих двух персон было собственное мнение, от идеи посадить меня за школьную скамью они в восторг не пришли и я оказался в статусе вольноопределяющегося, болтался вокруг занимающихся и смотрел, по каким критериям преподаватели школы оценивают курсантов. Пожалуй, для моих целей так было лучше.

В итоге я принял участие в московской части курса, а в Безенги поехать не удалось. Надо сказать, что увиденное мне сильно понравилось. В 2009ом году в ЦШИ приезжали гиды, оценивать горы, участников и преподавателей школы. Короткое общение с гидами осталось самым ярким впечатлением того курса, и увиденное мной в Москве в 2015ом показывает, что школа движется именно в том направлении, которое шесть лет назад договорились принять. И движется быстро.

Во-первых, в школу теперь нельзя попасть просто по факту желания. Могут и не взять. Во-вторых, придется учиться. Не будешь стараться, тебя выгонят. По крайней мере, в Москве было так. А инструктора говорят, что теперь так везде, и в ЦШИ и на жетоне. Учиться интересно и полезно, лекции зевоту не вызывают.

Все инструктора говорят и показывают одно и то же. «Контрольных точек» много, и за ними следят. По итогам каждого дня инструктора оценивают участников по стобальной шкале, с аргументацией, за что сняли или добавили баллов. По итогам многих дней каждый участник набирает баллы от разных преподавателей. Инструктора постоянно меняются отделениями, даже если какой-то препод не любит какого-то участника и придирается, сильно «просадить» его он не сможет. И «вытянуть» тоже не выйдет.

Участники, как виделось со стороны, в общем и целом не подкачали. Старались и было видно, что изначальный уровень высокий. Ну и входной ценз был, взяли в школу не всех желающих. Фразы про преподавателей о том, что «завтра справятся не все, первый блин всегда комом»поначалу звучали регулярно. Но негативные прогнозы не реализовывались и голоса затихли. Некоторая растянутость во времени явно пошла на пользу, за два месяца все привыкли к приемам, ритму занятий и тому, что они учатся. Ну и паузы между занятиями многие курсанты использовали для тренировки или заполнению каких-то пробелов. Народ учиться хотел, и это здорово.

Как водится, участникам подогнали шмоток с наклейками и нашивками. Причем стоимость шмоток приблизилась к стоимости обучения. Каждому участнику выдали по мембранной куртке Quechua и теплой прималофтовой куртке от Баска. Я в такой все лето отходил в горах, отличная шмотка. В общем и целом, к процессу обучения серьезно отнеслись не только курсанты :) Спонсорам – огромное спасибо, вещи очень в тему.

Очень много вопросов возникает про набор приемов, которые показывают в школе. Особенно много вопросов вызывает семиметровый кусок репшнура, который называют то кордалеттом, то кардолетой. Из вопросов непричастных людей у меня создается ощущение, что обучение в школе, как представляют себе эти люди, свелось к приемам 50 летней давности. Так вот, в школе не учат использовать кордалетт вместо жумара, спусковухи, обвязки и карабинов. Никто не пытается использовать кордалетт противоестественным образом, все наборы приемов удобные и естественные, с этим набором можно лезть на гору и получать от этого удовольствие. А еще они отлично сочетаются друг с другом и отлично годятся для педагогического процесса, ни у кого из участников при встрече с этими приемами мозг не расплавится.

Надо бы написать про школу что-то плохое, но это непросто, мне мероприятие откровенно понравилось. Приходит на ум лишь такая мысль: базовый набор приемов не совсем привычен тем, кто был новичком лет 6 назад или раньше. Все эти годы люди делали все не так, как они должны учить по выходу из школы, а учить тому, что тебе не родное – это потенциальный провал. На школе потратили довольно много времени на обучение этим приемам. Мы с Олькой метнулись в Крым и сходили пару гор, чтобы попробовать, как оно в деле, с кордалеттом лазается (если кто-то не понял - удобно). Но как на практике организовать людей, чтобы они изучили новую для себя технику и поработали с ней в горах перед школой – ума не приложу.

Десять лет назад я был новичком. И мне все время казалось, что учат нас какой-то ереси, а вот настоящая техника – она в каталоге Петцль и иже с ними. Немало способствовало этому отсутствие верхней обвязки на инструкторе, и фирменные усы самостраховок на нем же (а не произрастающие из блокировки системы). В терминах сегодняшней школы это немыслимо – инструктор будет пользоваться ровно тем же, что и участники. И еще он будет живой картинкой из каталога пецль, если вы поняли, о чем я.

P. S. И давайте договоримся о правильном написании слова «кордалетт».

Спасибо спонсорам Школы:
Венто
Клуб 7 вершин
Альпиндустрия
НПФ Баск
ДЕКАТЛОН
Simond
Quechua