"Война и мир" на Кызыл-Аскер - номинант "Хрустального пика"!

17 ноября, 2014

Первопрохождение московской команды на тянь-шанский Кызыл-Аскер (маршрут "Война и мир") уже удостоился золотых медалей чемпионата России в высотно-техническом классе.

А теперь эта экспедиция номинирована на российские "outdoor-оскар" и "outdoor-грэмми" - премии "Хрустальный пик" и "Золотой ледоруб России".

Напомним, что в составе команды из СКА им. Демченко два участника - Сергей Нилов и Дмитрий Головченко - обладатели Piolet d'Or, международного Золотого ледоруба за экспедицию на Музтаг-тауэр.

Ниже читайте интервью Дмитрия Елене Дмитренко Оригинал на RISK.ru

- Вашу команду с этой горой связывает определенная история. Расскажешь?

В 2007 году мой папа в составе белорусской экспедиции попал в район, о котором тогда мало кто знал, а я даже не слышал. Так совпало, что в тот же год команда Михайлов – Одинцов – Ручкин прошла новый маршрут на Кызыл-Аскер. Стало понятно, что мы хотим туда попасть, и когда в 2009 году минский клуб «Хан-Тенгри» под руководством Николая Бандалета начал организацию новой экспедиции в Западный Кок-Шаал Тоо, мы сделали все, чтобы оказаться там же. «Размявшись» на пике Верном, мы сделали попытку пролезть новый маршрут на Кызыл-Аскер по центру ЮВ стены. Тогда погоду выключили, и нам не хватило времени, чтобы закончить линию. Но само восхождение было настолько классным, что мы просто не могли не вернуться, чтобы довершить начатое. Собственно, как оказалось, 5 лет назад нам не хватило трех дней…

- Есть горы, которые выматывают до предела. Есть такие, что заставляют мечтать о себе и после восхождения. Кызыл-Аскер – из какой категории? В 2012 году Музтаг Тауэр, казалось, вымотала вас. Это быстро прошло или Кызыл-Аскер стояла в плане как вариант лайт?

Ну на light мы точно не рассчитывали! Мы прекрасно представляли, что нас ждет на маршруте, и это не light! С другой стороны, Muztagh Tower – это совершенно особенная история. Могу сказать, что в этом году (как и 5 лет назад, кстати) было трудно, но весело. То есть в плане настроения восхождение было вполне себе light.

- Маршрут, пройденный вами – реализация ранее задуманной линии?

Да, это та самая линия, которую мы не закончили в 2009. Понятно, что самый красивый маршрут был пройден в 2007 году, но наша линия мне очень нравится: логичная, прямая и выводит практически прямо на вершину.

- В чем основная изюминка этого маршрута?

Изюминка… не знаю. Особенности чуть проще назвать.
Юго-восточная экспозиция. Солнце на маршруте (если погода соответствующая) с 6 утра. Все начинает таять и течь по стене, но уже в 2 часа дня солнце уходит, и вода начинает замерзать.
Отсюда: все большие трещины залиты льдом, организация лагерей требовала много времени и сил, опять же из-за льда.

- Сравнивая с другими своими восхождениями, на какое бы место ты поставил Кызыл-Аскер?

Думаю, что я бы поставил после Trango Nameless и Muztagh Tower. На этом 3-м месте было бы довольно тесно, т.к. есть еще несколько равноценных восхождений.

- Технические и тактические трудности – поделись!

Главная тактическая трудность: брать платформу или не брать? После 2009 года я не сомневался, что мы вернемся с платформой, но прошло 5 лет и вот мы снова по 3-5 часов рубим полки под палатку… Ну а технические трудности – это трещины залитые льдом, текущая по стене вода в первой половине дня и ледовая корочка во второй.

- Что за история с заброской? Кто вообще мог взять заброску там? Неужели там ходит так много групп, что виновника не найти?

Круто, не думал, что кто-то обратил внимание на этот момент! История такая: в ABC под Кызыл-Аскером мы нашли здоровенный баул с барахлом. В основном испортившиеся продукты, плюс некоторое количество снаряги и пара веревок. Оставлять мусор не было никакого желания, потому мы устроили ревизию и отнесли все, что не потянем наверх, на ледник Комарова. Через 2 недели мы нашли заброску, в которой кто-то оставил только мусор, а все ценное унес.

По поводу групп… Я знал, что команда из Германии должна быть в районе примерно в то же время. Кроме того, на обратном пути на КПП мы нашли запись, что в районе есть группа туристов. Им мы оставили записку и уже в Москве мы созванивались, нашей заброски они видеть не могли. Эквадорцы были сразу после нас… Групп, получается, достаточно много для этого района. Короче, виновника мы не нашли. В принципе у нас ничего особо ценного не пропало, нас гораздо больше разозлил факт, что ценное забрали, а мусор оставили! Это свинство!

Кстати, по поводу мусора. Как-то его очень уж много для редко посещаемого района. Мы нашли следы экспедиции 1988 года, какой-то хлам под Верным (судя по кроссовкам и штанам, не от альпинистов), пластиковый пакет из Польши и кроссовок под ледником Комарова, мусор от как минимум 3 экспедиций в ABC под Кызыл-Аскером, пластиковые пакеты и битое стекло в нашем BC 2009 года. Ну это ж ни в какие ворота! Все это мы увезли с собой вниз, но, дорогие любители гор, давайте все же самостоятельно убирать за собой!

- Стиль вашего восхождения на эту вершину - тебя устроил полностью? Что вообще для тебя – хороший стиль в альпинизме?

Меня стиль устроил на сто процентов. Мне нравятся все наши восхождения последних лет! Что касается хорошего стиля вообще, то для меня это в первую очередь уважение к тем людям, которые придут после тебя.

Фото из архива команды

Спонсор экспедиции: НПФ БАСК

Учредитель премии "Хрустальный пик": RISK.ru

Лента новостей ФАиС Москвы: МосАльпКурьер