Про Памиро-Алайский Каравшин глазами Александра Юркина

2 сентября, 2012

В августе этого года двойка молодых московских спортсменов (Александр Иванов и Александр Юркин) предприняла попытку совершить первопроход на пик Одесса (4810). Планировалась совершенно новая линия по Северо Западной стене. В итоге 2/3 маршрута было пройдено, но из-за отсутствия лимита времени альпинистам пришлось разворачиваться, не доходя до вершины. Ребята не унывают и в будущем планируют приехать на эту гору и закончить проект.
Как это было - рассказ одного из участников событий:
В этом году решил съёздить в один эдакий район на Памире-Алае - Каравшин, в который давно уже хотел попасть. А тут возможность сама пришла в руки. Саня Иванов из альпклуба МГУ предложил залезть вдвоём на стену 4810. А какой альпинист не слышал про эту стену?!!!
Не раздумывая, согласился!

И вот ранним июльским утром мы троём – я, Саня и Юля Бесчастнова прилетели в киргизский город Ош.
Все колориты Азии начались уже в аэропорту. Куча народа, давка, плачущие дети, «таджикская очередь» и тп. Багаж ссыпали в руки пассажиров прямо с грузовика.

Нас встретили сотрудники «Аксай тревавел» и погрузили в микроавтобус. Саня уже несколько раз ездил в Каравшин и со всеми был знаком.

За разговорами и полусном через 7 часов езды благополучно попадаем в горы. Конечный пункт цивилизации – посёлок Ворух. Это таджикский анклав, дальше за ним опять Киргизия.

За Ворухом вверх по ущелью пограничная застава, где у нас проверяют пропуска и пропустили проехать ещё дальше 3-4 км.

Впереди 50 км трекинга до базового лагеря. Саня с Юлей закидывают рюкзаки на плечи и бодрым, даже я бы сказал очень бодрым шагом, энергично двигают вперёд. Я типа тоже. Поначалу за ними как-то успевал, но потом начал безнадёжно отставать. Дальше я всю дорогу тащился один, как подбитый пёс, по выжженному солнцем ущёлью, по камням, песку и проклинал экстремальные виды спорта, особенно горный туризм. 35 кг рюкзак пил пот, скрипел, давил, стягивал до синяков и угнетал моё юное слабое тельце. Дневное солнце жарило без остановки. ООООООО!!!!!!
До первого нормального источника воды – 13 км, там будет и перекур и чистая вода. Вода в речке не в счёт – она там текла очень мутная и грязная.

По пути попадались одиночные бесхозные урюковые сады с деревьями полными маленькими абрикосиками. Я позволял себе в таких местах кидать рюкзак, залазил на деревья и лакомился сочными плодами. На этом и держался:)

Вот и место перекура, где догоняю ребят. Они расслабленно лежат в теньке, попивая холодную водичку, и заедают её дикой вишней.
Стартуем дальше. Опять по сторонам унылое, прожаренное солнцем ущелье с грохочущей по середине рекой.

Меж тем вечерело. Ребята опять усвистали вперёд. Почти в темноте я дополз до нашей предполагаемой ночёвки у старой разбитой погран заставы. Поужинали чем бог послал и легли спать. Палатки не ставили, тк было тепло и ничего не предвещало дождь.

Следующий день был копией первого. Тоже ущелье, тоже солнце. И где то вдалике ребята. Ближе к полудню картинка началась меняться. Дошёл до полузаброшенного посёлка Нижний Каравшин. Отсюда, а точнее ещё раньше, уже были видны красавицы вершины – 4810, 1000-летие Руси и прочие. После Нижнего Каравшина, где ещё жило пару семей, дальше вверх был полностью заброшенный посёлок Верхний Каравшин. От него дорога пошла круто в гору. Это была самая тяжёлая часть пути.
Но каждая дорога когда то заканчивается, вот и я дополз до Базлага.

В этом году здесь было уже много народа – иркутяне, казанцы, украинцы, томичи, испанцы и пр. Ещё ждали заезда красноярской сборной. Тур контора «Аксай» впервые здесь тоже сделала свой базовый лагерь – они завезли большие палатки, еду, генератор и пр. К ним можно было ходить и кормится – 40 баксов стоил дневной рацион.

У наших ребят здесь уже было всё на мази – тенты, кухня с большой газовой плитой, свой «гена». Для продуктивного отдыха висел слеклайн, вечерами смотрели фильмы на нубуках.

Погода в первые дни как то не обрадовала! Было холодно и мокро! Все рассказы о тёплом и жарком Каравшине оказалась МИФОМ!!! :(((((

В базлаге ходили в пуховках и прятались под тентом. В это время команда Савельева Игоря заливалась водой и засыпалась снегом на пике Слесова. Мы им не завидовали!

По плану у нас с Саней и его женой Аней была разминочная 6А Овчаренко на 4810. Собственно, во второй день пребывания мы пошли в цирк 4810 закидывать снарягу, акклиматизироваться и смотреть маршруты.

Потрясающая картина величественных стен встретила нас в цирке. 1000-летие Крещения Руси, 4810, Усен, Асан – вот это стены. Если бы не прошлогодние впечатления о каракорумских стенах – был бы разрыв мозга!:)

Бодренько осмотрев всё, отфотографировав и закинув палатку с барахлом, мы вернулись обратно на "зелёнку".
Далее последовало неудачное восхождение на 6А, где после 2,5 верёвок нас залило водой, засыпало снегом по колено. Приняли стратегическое решение - залезть можем, но время уйдёт много, маршрут не в лучшем состоянии.

Мы с Саней переключились на основной наш объект – первопроход, а Аня с Юлей и двумя гарными хлопцами Димой Виноградовым и Саней Шумбасовым полезли на Асан по маршруту Погорелова 6А.

Савельев меж тем спустился с Слесова и начал с парнями мутить тоже первопроход на 4810.

У нас с самого начала начались какие то загвоздки. В первый день обработки, когда поднялись в цирк 4810, мы были ошеломлены! Стена была вся белая! Какой то нахрен зимний альпинизм! Первую верёвку обрабатывали под струями стекающей снежно ледовой массы! БРРРРР!!!!
В следующие дни погода немного устаканилась.

Потихоньку обрабатывали стену верёвка за верёвкой. Перед отрывом сделали отдых в базовом лагере. Там было хорошо и тепло!
В этот день ребята пекли настоящие пироги с картошкой, капустой, курагой итп. Вкуснотища неописуемая!
Картину только немного портили коровы. Эти казалось бы мирные производители молока и мяса, оказались настоящими исчадиями ада! Они приходили по утрам и вечерам, ломали и сжирали всё что им попадалось от продуктов до носков, стирающихся в тазике, обкладывали все своими неблагопахнущими лёпёшками и уходили. Немного спасало от них - ограждения из верёвки.
Так посидев денёк, рванули наверх и пошли в отрыв. В этот день довесили ещё одну верёвку и поставили платформу. Это был конец 6ой верёвки нового маршрута. Началась размеренная стеновая жизнь.
Обрабатываем, перетаскиваем, шмотки, ставим лагеря. Саня был на этой стене 3 раза и характер рельефа ему знаком не по наслышке. А для меня новость. Я оказался не готов морально, технически и технологически. Постоянная вертикаль, монолитные стенки без единой зацепки, или наоборот хороший рельеф под лазание, но без возможности организовать страховку, частые нависающие карнизы от 10 см до 2х метровых – в таком количестве это всё было для меня впервые! Приходилось бить дырки под скайхуки и шлямбура. Били в основном под скайхуки 6мм, а шлямбура 8 мм. Под платформу использовали 10 мм болты.
Поскольку наш маршрут был первопроходом, то дело шло медленно. В день получалось пролезть максимум 2 -2,5 верёвки. Это если не вмешивалась погода. Первую неделю на стене было солнечно, тучки подбегали только к обеду, но из них ничего не сыпалось. Вообще солнца на стене было мало – экспозиция северо-западная, солнцем освещалось только после часу дня, а к этому времени набегали уже лёгкие тучки. Было как то завидно смотреть на соседние вершины – Асан, Усен, 1000-летие – там солнышко чаще присутствовало, почти всё время!
Работали на стене в «овощном режиме». Это определение придумали братья Нефёдовы еще в 2009 в Ергаках на ЧР. Смысл такой: один день лезет один клаймбер, на следующий день другой. Кто на страховке – тот «овощ». Он сидит на станции на скамеечке, тихонечко дремлет, страхует, одет во все кожурки как на Северный полюс, кушает, пьёт и знает, что его сегодня не потревожат. Он зреет, на следующий день он «прорастает» и уже лезет весь день.

А на стене у нас каждый день нелепые потери какие то – то камыч свалится, то лесенки с крюконогов, то пакет со сникерсами….
Первопроход это дело ответственное: при прохождении надо правильно и логично выбрать направление, максимально использовать имеющийся рельеф, чтоб со стороны линия была красивая итп, поэтому приходилось не просто лезть вверх, но и много обдумывать, стратегировать и обсуждать. Самым популярной вечерним занятием было тисканье пачки фоток стены и обмозговывание дальнейшего пути. Просто тупо вверх лезть не хотелось, долбить дырки и фигачить щлямбура - это было нецелесообразно ни по времени ни по трудозатратам. Старались максимально привязываться к рельефу.

Вот уже установили третий лагерь. Вверх обрабатываем 2 верёвки. Погода последние дни стоит средне паршивая – в первой половине дня ясно, во второй половине облачно, вечером гроза со снегом.
Спасает платформа – в любой момент можно спрятаться! У других это было хуже: по связи мы слышали что как раз в это время на Асан по 6ке Погорелова лезли наши парни из клуба Демченко Рома Брык и Вова Меншиков. Им досталось по полной - в один день на подъёме их застала гроза с градом и на спуске припекло! Но ребята оказались молотками - не лыком шиты - достойно сходили маршрут в запланированные сроки!
Команда Игоря Савельева в это время, отказавшись от 4810, штурмует 1000-летие Крещения Руси по 6А Потанькина, их и тоже потрепала непогода. Тем не менее весь 40ка верёвочный маршрут Игорь пролез свободным лазанием – это очень круто, респект и уважуха ему за то!
А у нас дела начинают пахнуть керосином:(
Начинаем понимать, что можем не успеть к сроку. А срок отъезда у нас обусловлен отлётом самолёта и переходом из базлага в Ворух.

Обдумываем все варианты, все не в нашу пользу. Работы осталось перенести платформу выше ещё, обработать 3 верёвки стены и 4 верёвки относительно простой крыши. Нужно дополнительных 2 дня. Которых у нас нет.....
Тяжело, тяжело принимаем решение спускаться вниз. 10 дней в отрыве от земли, 16 некислых верёвок стены – всё коту под хвост!:((((((((((((((((((((((((((((((
Но чудес на свете не бывает и приходится валить вниз. Сматываем сверху верёвки, ночуем и валим. От нашего места напрямую к леднику 11 дюльферов по 50-60 метров.

В итоге на ровной земле – леднике оказываемся во второй половине дня.

Там нас встречают ребята, помогают забрать груз, платформу и многочисленное барахло.
За что им огромное спасибо!
Вообще спасибо всем кто помогал, ждал и болел за нас на этом восхождении!
Большая благодарность за помощь Федерацию альпинизма и скалолазания Москвы и спонсоров НПФ "Баск", компанию "Альпиндустрия" и "Венто".